Археология

Археологические памятники Урупского района КЧР

В окрестностях этого поселка обнаружен ряд археологических памятников. К югу от поселка – курганная группа (эпоха раннего железа), городище эпохи средневековья; к западу от поселка – курганная группа эпохи позднего средневековья.

Донской экспедицией ИА АН обследованы средневековые памятники от пос. Пхия до устья р. Большой Лабы. На правом берегу Большой Лабы, ниже устья р. Чарох, обнаружен развал каменной стены, тянущейся от подножия гор до окончания террасы. У окончания вала, на более низкой террасе, замечено дополнительное укрепление, напоминающее крепость. Подобрана керамика аланского времени. Это укрепление было предназначено для защиты от нашествия с юга.

В систему описанных выше укреплений входило укрепление со стенами, расположенное у устья р. Большой Ажоги.

Над селом Свинячи [Свинячий] (правый берег Большой Лабы) зафиксировано городище с одноапсидной церковью. Обнаружена керамика аланского времени.

По всему ущелью на террасах видны курганы, сложенные из камней, очевидно позднесредневекового времени. К югу от пос. Пхия, в самых верховьях Большой Лабы, – семь раннесредневековых пастушеских комплексов – ацангуаров. Это каменные жилые хозяйственные постройки, ограды для скота [Воронов и др., 1979, с. 119 – 120].

Левый берег – курганная группа Круглая (эпоха раннего железа?), средневековая крепость Круглая. К северу от р. Загедан, на правом берегу Большой Лабы, напротив устья р. Дамхурца – средневековое городище Дамхурц [Каминский. Карта].

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.

На левом берегу р. Рожкао – местонахождение каменного века (палеолит, мезолит?).

Западнее пос. Рожкао – пещера Южный слон. В пещере найдены кости пещерных медведей, оленей и других животных, в том числе и кости, имеющие охристую окраску. Обнаружено также кварцитовое рубило и обломок сероглиняного сосуда с отогнутым венчиком неолитического облика. Из «зала скелетов» происходит костяной стержень ножа с сохранившимися кремневыми вкладышами

Городище Грушовое Средневековое городище Грушовое (левый берег Большой Лабы).
Гамовский могильник VIII – IX вв. Левый берег Большой Лабы, напротив устья Мощевой Балки.

С правой стороны Мощевой Балки – городище VII – Х вв.

Могильник Мощевая Балка расположен в трех километрах южнее пос. Курджинова, на правом берегу р. Большой Лабы. Здесь зафиксированы скальные катакомбы, а также погребения в нишах, вырубленных в скале. Наиболее ранний материал, происходящий из этого могильника, датируется VI – VII вв.

В начале нашего века эти погребения исследовал Н. И. Веселовский, затем в 1951 г. могильник осмотрел А. А. Иессен. По отчету А. А. Иессена А. А. Иерусалимская пишет, что погребальные сооружения представляли собой пещерные склепы природного происхождения; специально высеченные, имеющие в плане прямоугольную, с закругленными углами форму, сводчатый потолок и замурованный вход (типа скальных катакомб без дромоса). Встречены керамика, металлические вещи и шелковые ткани. Характерная особенность могильника – хорошая сохранность тканей, деревянных и костяных изделий. Дата вещей – VIII – IX вв., но есть и предметы Х – XI вв. [Иерусалимская, 1967, с. 55 – 78; Минаева, 1971, с. 92 – 93].

Захоронения иного типа раскопаны Е. А. Миловановым. Могилы представляли собой подземные каменные гробницы, расположенные под навесом. Покровные плиты гробниц находились на глубине 0,40 м от поверхности «пола» навеса. Стенки гробниц сложены из небольших каменных брусков и снаружи обмазаны глиной. В некоторых случаях дно выстлано каменными плитами. На дне гробниц лежала ржаная и пшеничная солома, на ней – грубая ткань, на которую клали покойного. Под головами лежала подушка, набитая соломой. Погребения одиночные. Костяки находились на спине, с вытянутыми конечностями, черепом на северо-запад, иногда – на запад. В могильнике прекрасно сохранились шелковые и шерстяные ткани, а также деревянные, костяные и роговые вещи. Найдены также серо- и красноглиняные сосуды, бронзовые украшения, железные орудия труда и предметы вооружения.

В 1973 г. в погребении Мощевой Балки была найдена мумия мужчины. Хорошо сохранилась одежда и инвентарь. На мумии была шуба; мех хорошо сохранился. Мумия находится в КЧОМК.

Могильник осмотрела А. А. Иерусалимская. В могильнике собраны кафтаны, рубахи, шубы, халаты, платья, головные уборы, обувь. А. А. Иерусалимская реконструировала несколько типов мужской, женской и детской одежды

В 1980 – 1982 гг. интересные находки в могильнике Мощевая Балка были сделаны Лабинским отрядом Северокавказской экспедиции АН СССР. Раскопаны погребения в каменных гробницах и нишах. Ниши естественные и искусственные. Обнаружено более четырех тысяч находок хорошей сохранности: подражание золотой византийской монеты с изображением Льва III, ткани, одежда, обувь, мех, войлок; деревянные изделия – древки стрел, коробки, пеналы, шкатулки, рукоять топоров, детали колчанов; бусы, раковины, серый; стеклянная и глиняная посуда, другие вещи. Отсутствие влаги, достаточная вентиляция, обмазка гробниц и ниш обеспечили хорошую сохранность органики. Могильник датируется VIII – Х вв. Возможно, раскопанные участки могильника отличаются хронологически.

Скальный могильник в местности Бескес. В катакомбах есть материал VIII – IX вв. На левом берегу Бескеса, близ устья – Нижне-Бескесский могильник VII в. [Каминский. Карта].

По сообщению Е. А. Милованова, у пос. Псемен находится укрепленная стоянка майкопского времени. В ней найдены кремневые наконечники стрел типа новосвободненских. У пос. Псемен имеются курганы эпохи бронзы [Каминский. Карта]. Здесь же расположено городище {* Информация об этом содержится в письме В. Н. Каминского к Е. П. Алексеевой от 11 октября 1983 г.

На левом берегу Большой Лабы – городище Гриб VII – XIII вв.

Е. А. Миловановым на левом берегу балки Каменистой (западнее пос. Курджиново) найдено каменное тесло III тысячелетия до н.э. майкопской культуры. По словам Е. А. Милованова, в балке Каменистой была укрепленная стоянка майкопского времени, расположенная на скальном уступе. Инвентарь – типа Хаджох III. Много костей диких животных. В балке имеются скальные гробницы, погребения в естественных нишах, VII – XIII вв.; среди находок – деревянные ковши. Обнаружены два городища VII – Х вв. Отдельные находки VIII – IX вв. сделаны Е. А. Миловановым. Найдены также зеркальце из высокооловянистой бронзы со звездчатым орнаментом, бронзовая серьга с подвеской, стеклянное темное кольцо и другие вещи VIII – IX вв. Исследования Е. А. Милованова.

 

Это городище эпохи средневековья.

По сообщению Е. А. Милованова, у пос. Курджиново, а местности Сапун-Гора, севернее поселка, находится неукрепленное поселение майкопской культуры.

В окрестностях Курджинова найдена кобанская бронзовая дуговидная фибула с поперечными насечками на дуге. Фибула одновитковая, приемник лопатовидный. Передана Н. А. Охонько в 1977 г. в ИА АН [Козенкова, Ложкин, 1981, с. 203].

В Курджинове В. Н. Каминским отмечена крепость. Ряд памятников В. Н. Каминский зафиксировал к северу от Курджинова. На левом берегу р. Большая Лаба городища Алычевое и Больничное. Курганная группа эпохи бронзы в местности Теплая. На правом берегу р. Большая Лаба – поселение Шпиль, курганная группа Церковная поляна XIII – XV вв., поселение Бычачий Бугор [Каминский. Карта]. Несколько южнее курганной группы из Теплой, на левом берегу Большой Лабы, находится курганная группа Подскальная XIII – XV вв. [Каминский. Карта].

Как сообщает Е. А. Милованов, в местности Осиновая Поляна на левом берегу р. Большая Лаба обнаружено поселение майкопской культуры. Это поселение отмечает и В. Н. Каминский [Каминский. Карта]. Несколько восточнее этого поселения находится городище Подскальное № 1 эпохи средневековья.

По данным Е. А. Милованова, в пос. Подскальном находится укрепленное поселение майкопского времени. Среди прочих предметов здесь найдены гранитные зернотерки. Здесь же расположено средневековое городище.

У этого селения зафиксирована курганная группа XIII – XV вв.

Городище Первомайское находится в 18 км севернее пос. Курджиново на водораздельном хребте между речками Бешеной и Безымянной, в том месте, где Большая Лаба вытекает из гор в предгорья. Площадь городища – 60 га. В северной части городища – цитадель. С восточной и южной сторон городище защищено сложной системой оборонительных сооружений. Севернее цитадели обнаружен культовый комплекс с храмом внутри. В цитадели и на остальной площади городища зафиксированы остатки и хозяйственных построек. На цитадели раскопано здание, в 10 км к югу от башни. Здание построено в Х в., разрушено в начале XIII в. Возле городища – четыре могильника (подземные и полуподземные склепы, каменные ящики и скальные катакомбы). Раскопаны каменные ящики IX в., скальные катакомбы, два склепа Х – XI вв. На городище и в погребениях обнаружена керамика, горшки, кувшины, кружки, обломки котлов с внутренними ушками, красноглиняные корчаги с сетчатым лощением. Найдены сосуды и браслеты. Памятник существовал с VII по XIII в. и погиб во время татаро-монгольского нашествия [Каминская, Каминский, 1986, с. 54 – 55; Каминский, 1986, с. 98].

Здесь обнаружены рунические надписи и петроглифы [Байчоров. Отчет за 1981 г.].

В окрестностях аула Ахмат-Кая Е. А. Миловановым зафиксированы три городища с земляными укреплениями. На одном из этих городищ в начале вала обнаружена каменная кладка – цоколь башни. Развалины башни в настоящее время имеют вид небольшого кургана диаметром 4,5 м. На городище найдено значительное количество металлического шлака, каменные зернотерки и обломки красноглиняной керамики Х – XIII вв. с врезанным линейным и волнистым орнаментом.

В 1966 г. Т. М. Минаевой был осмотрен могильник Ахмат-Кая. В 13 – 15 км к северу от пос. Курджиново, ниже по течению Большой Лабы, над долиной выступает в виде стены каменная терраса. Местное население называет ее Ахмат-Кая. В конце террасы находится карачаевское селение Ахмат-Кая. Против селения в отвесном обрезе террасы располагается скальный могильник – 30 могил в несколько ярусов. Входы – лазы – прямоугольные, есть полукруглые. Закрывались они плитами или закладывались камнями. Погребальные камеры в плане овальные, потолки их сводчатые, некоторые почти плоские. Есть камеры, сообщающиеся друг с другом. Встречены маленькие детские могилы эпохи раннего средневековья [Минаева, 1971, с. 91 – 92].

В. Н. Каминский отмечает у сел. Ахмат-Кая городище XIII – XV вв. и могильник VIII – IX вв. [Каминский. Карта].

На р. Уруп (точнее не указано) зафиксированы мустьерские местонахождения [Любин, 1977, с. 198].

С этой же реки (точнее не указано) происходит группа бронзовых вещей – топор-кельт, секира, а также браслеты и фибулы кобанского типа [Иессен, 1951, с. 85 – 87]. На Урупе (точнее неизвестно) Т. М. Минаевой зафиксирована каменная статуя [Минаева, 1964, с. 187].

 

Верховья Урупа

Е. А. Миловановым в Урупском районе (точнее не указано) найдены кремневые палеолитические орудия (КЧОМК).

Здесь открыты три ацангуара, т.е. три комплекса пастушеских построек [Каминский. Карта].

Е. А. Миловановым в Урупском районе (точнее не указано) найдены кремневые палеолитические орудия (КЧОМК).

Здесь же обнаружен могильник эпохи раннего средневековья [Каминский. Карта]. В полутора километрах выше впадения р. Бахмутки Е. А. Милованов видел скальные захоронения [Ложкин, 1984, с. 49].

На левом берегу р. Уруп, в шести километрах севернее пос. Уруп, Е. А. Миловановым в 1972 г. исследовано средневековое городище. Часть городища была разрушена при строительстве дороги. Керамика, поднятая здесь, датируется VIII – Х вв. Выше, по склону горы, находятся пять каменных курганов и завал из каменных плит, вытянутых по линии восток – запад. В восточном конце завала на скальном основании прослеживается полукруглая стена-апсида христианского храма. На лесистом плато на вершине водораздела встречены завалы стен, ограничивающих с трех сторон площадку. По-видимому, это цитадель городища. Внутри ее обнаружены развалины еще одной церкви. Изнутри хорошо прослеживалась кладка каменной стены, в которой находился вход с тремя каменными ступеньками. В южной стене – оконный проем шириной 0,50 м.

С восточной стороны церковь оканчивается полукруглой апсидой высотой 1,5 м. В юго-восточном углу, образованном выступом стены и апсидой, найдены угли и железный нож. Угли встречены и внутри храма, в юго-западном углу, на ступеньках. От юго-западного угла храма идет к югу завал стены, который кончается у обрыва в сторону р. Косой.

В естественных нишах скальных обрывов, обращенных к р. Косой, имеются разрушенные погребения, возле которых найдены обломок зеркала из высокооловянистой бронзы, несколько глазчатых бус, фрагменты стеклянного сосуда.

Керамика из культурного слоя городища, находки у храма и погребений датируют городище VIII – Х вв. Эту датировку подтверждает и конструкция церкви [Милованов, 1973, с. 139].

На левом берегу р. Косой – городище Урупское VIII – Х вв.

Несколько севернее его – городище Юбилейное эпохи средневековья. На р. Косой – наскальные рисунки эпохи раннего средневековья [Каминский. Карта]. О городище на р. Косой пишет и А. Байрамкулов [Байрамкулов, 1980, с. 4].

Е. А. Милованов и В. Н. Каминский зафиксировали в обрывах балки Косой разграбленные погребения в естественных пещерах [Милованов, 1973, с. 139; Ложкин, 1984, с. 49].

Местный житель П. А. Хорошилов на своей даче в Медноурупске на огороде выкопал два железных копья, горшочек, черепки небрежно сделанных лепных сероглиняных сосудов. Вещи относятся к VI – IV вв. до н.э. (КЧОМК).

Осенью 1974 г. в Медноурупске при строительных работах найдены железные предметы XII в. – наконечники стрел и наконечник копья (КЧОМК).

Городище – рядом с пос. Медногорским. Керамика с волнистым орнаментом, как на Хумаринском городище. Наконечники стрел монгольского типа. Неподалеку от поселка – курганный могильник. Памятники зафиксированы руководителем туристско-краеведческого кружка А. П. Воронцовым [Байрамкулов, 1980, с. 4].

В. Н. Каминский также отмечает городище Медногорское и Медногорскую курганную группу XIII – XV вв. [Каминский. Карта].

На левом берегу р. Псемен и в верховьях этой реки В. Н. Каминский отмечает ряд памятников. На левом берегу Псемени, недалеко от устья, – могильник. Севернее его, на левом берегу Урупа, – у остойника Медногорского – курганы эпохи бронзы. В верховьях Псемени – городище Круглое, Круглинская курганная группа эпохи бронзы, курганная группа эпохи бронзы под названием Березовая Поляна, укрепление Шапка эпохи раннего средневековья, одиночный курган эпохи бронзы Водораздельный [Каминский. Карта].

В двух километрах к югу от Преградной еще в 90-х годах XIX в. находилась каменная женская статуя большого размера. На женской фигуре – широкий ниспадающий с плеч плащ, из-под которого видно длинное нижнее одеяние. Вокруг шеи – ожерелье, на голове – покрывало, в правой руке – рог. Лицо сохранилось плохо [МАК, VII, 1898, с. 141, № 19, табл. 23, 4]. В настоящее время статуя находится в Краснодарском музее краеведения. П. Н. Шульц относил статую к скифскому времени [Шульц, Навроцкий, 1973, с. 197, 200 – 202].

Как пишет Т. М. Минаева, весной 1953 г. близ ст. Преградной, в районе Крутого Яра на р. Уруп, рабочими при рытье скотомогильника была разрушена могила, в ней найдены серебряные бляшки (мужская фигурка, лев), бронзовые бляшки в виде геральдического щитка, бронзовая пряжка, бронзовая подвеска с геральдическим щитком и другие предметы. По аналогии с вещами мартыновского клада эти находки датируются VI в. [Минаева, 1957, с. 133 – 135].

Памятники в районе Преградной отмечались авторами XIX в. Среди этих памятников – каменный крест, на котором были высечены два креста и греческие надписи [Помяловский, 1881, с. 12; МАК, VII, с. 137]. Две каменные статуи вооруженных воинов в короткой одежде очень плохой сохранности найдены в двух километрах от ст. Преградной [МАК, VII, с. 142 и 23]. Очевидно, об одной из этих статуй «христианских рыцарей» упоминает Т. М. Минаева [Минаева, 1964, с. 187].

Рельефное изображение на каменной плите мужской фигуры, весьма попорченной, без головы и рук, но правильных размеров с ясно очерченными ногами, в короткой одежде или панцире, со следами пояса и оружия найдено в 12 км от ст. Преградной. Е. Д. Фелицын называет его «рыцарем» [МАК, VII, с. 140 и 17].

У Преградной М. Н. «Ножкиным зафиксированы курганы адыгского типа XIV – XVI вв. {2 Информация содержится в письме М. Н. Ложкина к Е. П. Алексеевой от 12 мая 1967 г.}.

Возле Преградной В. Н. Каминским отмечено Преградненское городище эпохи раннего средневековья, курганная группа эпохи бронзы и курганная группа эпохи бронзы у р. Теплой (правый берег Урупа, южнее станицы) [Каминский. Карта].

На северо-западной окраине ст. Преградной, на правом берегу р. Уруп, в отложениях песчаника имеются небольшие пещерки. По сообщению учителя И. В. Данилова, в пещерках встречались фрагменты гончарной керамики, железные наконечники стрел [Ложкин, 1984, с. 49].

В 1981 г. Урупской археологической экспедицией осмотрено второе Урупское городище, в четырех километрах от ст. Преградной. Открыт завал разрушенного здания, ориентированного по оси восток – запад, длиной 1 м, шириной 6,5 м. Очевидно, это остатки одноапсидного храма.

Западнее Преградной (в 8 – 9 км) возвышается гора Шапка. Гора образовалась в процессе выветривания останца скалы. На вершине горы находится площадка (80х23 м). У подножия горы, а также наверху собраны фрагменты сероглиняной гончарной керамики, типичной для аланских поселений. Вершина Шапки использовалась, возможно, как языческое святилище или для обороны [Ложкин, 1984, с. 54].

В 18 км севернее ст. Преградной, по течению р. Уруп, в балке Сутул в 1976 г. экспедицией КЧОМК, руководимой Г. Х.-У. Текеевым, обнаружены наскальные изображения – более ста рисунков, отражающих сцены охоты. Отчетливо видны всадники, стреляющие из лука, собака, пешие люди в шароварах и широкополых шляпах. Всадники изображены в традиционной аланской манере – как на аланских подвесках, которые датируются VI – VIII вв. Есть изображения солярных знаков (круги с точками), расположенных рядом с охотниками [Текеев, 1976, с. 4; 1977, с. 4; 1978, с. 90 – 91].

В 1981 г. эти рисунки, а также рунические надписи были изучены экспедицией КЧНИИ под руководством С. Я. Байчорова [Байчоров, 1987, с. 5 – 26].

Пантелеймоновский

В 1956 г. в междуречье Урупа и Кяфара, вблизи хутора Пантелеймоновского, при проведении дорожных работ был разрушен каменный ящик. О курганной насыпи сведений нет. В ГИМ поступили находки из этого ящика: две бронзовые фибулы с лопатовидным приемником, два браслета, ожерелье из 486 бус – стеклянных, гагатовых, сердоликовых, янтарных [Козенкова, Ложкин, 1981, с. 200 – 201]. Памятник относится к позднему этапу кобанской культуры.

Селение Кобу-Баши находится между ст. Сторожевой и Преградной. В КЧОМК передан каменный топорик кабардино-пятигорского типа, найденный в этом селении в 1972 г.

В сел. Кобу-Баши местными жителями был открыт подземный дольменообразный склеп. Склеп был осмотрен Е. П. Алексеевой в 1961 г. По рассказам лиц, открывших этот склеп, в нем было восемь костяков. Все они лежали головой на север. Здесь же, в северной части, обнаружены кости животных (овцы и других), галька и др.

Из склепа происходят два предмета позднекобанского облика (VI в. до н.э.) – бронзовые пряжка-крюк и колокольчик. Остальные вещи относятся к сарматскому времени (III в. до н.э. – IV в. н.э.).

Сосуды сероглиняные, лепные и гончарные. Дисковидные бронзовые зеркала, стеклянная чаша, стеклянные бусы, железные предметы – наконечники копий, топорик-секира и другие вещи.

Многие вещи из Кобу-Башинского склепа имеют аналогии в меотских комплексах Северо-Западного Кавказа [Алексеева, 1966, с. 143 – 156; 1971, с. 67 – 68, табл. 17].

На р. Бижгон (точнее неизвестно) преподаватель Проваторов нашел комплекс вещей сарматского времени, в состав которого входила стеклянная чаша и зеркальце из высокооловянистой бронзы с боковой ручкой [Алексеева, 1971, с. 66].

На этой реке отмечены и раннесредневековые памятники: каменные кресты с греческими надписями [Фиркович, 1857, с. 377]; каменные статуи христианских рыцарей [Прозрителев, I960, с. 4, 7, II]. Найдены также остатки крепости в урочище Мечеть, в 12 – 13 км к югу от Сторожевой [Шишкин, 1934, л. 5 об., 46 об.].

Наземные каменные гробницы встретились Т. М. Минаевой в верхнем течении р. Бижгон, в том месте, где Бижгон круто поворачивает к западу. На возвышенном плато по левую сторону реки находилось кладбище из нескольких каменных гробниц или склепов, совершенно разрушенных. Гробницы сложены из тесаного камня, по форме прямоугольные, покрывались, очевидно, плитами. В северо-восточном углу плато – остатки какого-то четырехугольного строения, может быть мечети, как отмечает Е. Д. Фелицин на своей карте. В центре плато – круглый в плане колодец с водой. [Минаева, 1954, с. 275; 1971, с. 46 – 47, 66]. Может быть, это и есть урочище «Мечеть»?